|
Главная |
Новости |
Конференции |
Программы |
Статьи, обзоры |
Вопросы-ответы ЭльбРУС 9210: Возможности | Демо | Регистрация | Обновления | Поддержка Цены | Где купить | Для дилеров | |
Автор статьи: Николай Яковлев
Цифровая фотография еще очень молода. Подумать только, от зарождения идеи до всеобщего распространения цифровых фотоаппаратов, как массового товара, прошло чуть более 15 лет. В середине восьмидесятых годов прошлого столетия корпорация Sony занялась проектом Mavica, казавшимся тогда совершенно фантастическим. А сегодня цифровыми фотоаппаратами торгуют на рынках. На электронных рынках, конечно…
Как ни печально это признавать, в скором времени старый добрый пленочный фотоаппарат отправится на покой, пополнив собой коллекцию великих, но канувших в лету технологий. Что бы сегодня ни говорили профессиональные фотографы, а дни традиционной фотографии сочтены. В этом можно убедиться, присмотревшись к самим фотохудожникам и репортерам, большинство которых достает из своих кофров следом за привычной пленочной зеркалкой цифровую камеру. У нас, скромных фотолюбителей, технологические баталии в области фотографии вызывают практический интерес. Нам хочется знать – когда? Когда приличная цифровая "мыльница" сравняется по стоимости с "мыльницей" пленочной? По техническим параметрам и по качеству получаемых снимков они уже очень близки.
Пока же нам, если уж мы решили попробовать цифровое фото на деле, приходится либо довольствоваться дешевыми "цифровиками" начального уровня, либо копить деньги на хорошую камеру. Опять же – что копить, коли не знаешь, понравиться ли? Вдруг эта дорогая игрушка, цифровой фотоаппарат, не ляжет на душу? Не приглянется, не вызовет желания бродить с ней по городам и весям, как бродим мы сегодня с верной пленочной камерой?
Давайте присмотримся внимательней к возможностям и особенностям самых дешевых цифровых фотоаппаратов. И, учитывая специфику КПК, к встраиваемым в карманные компьютеры и сотовые телефоны камер. Вы можете не поверить, но между несерьезной цифровой "мыльницей" за 50 долларов и интегрированным фотомодулем компьютера Sony PEG-NR70V за 649 долларов общего больше, чем между молочными братьями. То же самое касается и новейших сотовых мультимедийных телефонов. Фотоаппараты, встроенные в эти любопытные устройства – те же элементарно простые мыльницы.
Sony NR-70V: "глазок" камеры на стыке двух частей корпуса... |
Теперь сравните стоимость комплектов "КПК плюс цифровая мыльница" и "сотовый телефон плюс фотокамера" со стоимостью комбинированных устройств. И получится совершенно невообразимая разница.
Начнем с собственно цифровых фотоаппаратов начального уровня. Именно с тех, что продаются за 50-70 долларов. Немного узнав об их устройстве, нам будет легче разбираться с комбинированными аппаратами. И легче оценивать достоинства и недостатки оных. Дешевый цифровой фотоаппарат очень часто служит сладкой приманкой для доверчивых покупателей. Магазины цифровой техники выкладывают эту мелочевку на самое видное место, сопровождая ее кричащими ценниками. Небольшая цена и в самом деле несколько огорошивает. Разве нормальный "цифровик" может стоить дешевле бюджетной пленочной "мыльницы"? Нормальный – нет. А самый простой – да.
Впрочем, рассматривать камеры этого класса в качестве настоящих цифровых фотоаппаратов не стоит. Это не фотоаппараты, а web-камеры с опционной возможностью получать фотоснимки. Вот и все.
Во вторую группу входят дорогие (от 100 долларов и выше) web-камеры со стеклянной оптикой, светочувствительными сенсорами, построенными по технологии CCD, с интегрированными микрофоном и фотозатвором, позволяющим использовать камеру в качестве стационарного (привязанного к персональному компьютеру) фотоаппарата (и, между прочим, проекционного сканера). Высокая стоимость устройств этого типа обусловлена сложностью производства CCD матриц. Собственно, это же влияет и на стоимость нормальных цифровых фотоаппаратов, в которых применяются исключительно сенсоры CCD (кроме дорогих полупрофессиональных камер Canon – там используются сенсоры CMOS, но произведенные по усовершенствованной технологии).
Вдаваться в подробности технологий CMOS и CCD вряд ли стоит (слишком долгая история). Заметим лишь, что преимущество CMOS, помимо дешевизны, еще и в долговечности сенсора, а преимущество CCD – в стабильных фотографических параметрах. Иными словами, web-камера с сенсором CMOS прослужит долго, но со временем утратит светочувствительность. А камера с сенсором CCD, скорее всего, проработает меньше, но светочувствительность матрицы при этом уменьшится незначительно.
Кстати, солидная стоимость CCD сенсоров обусловлена чрезвычайно невысоким выходом годной продукции в процессе производства. Процент брака на самых совершенных, самых новых заводах достигает 98 процентов. Два процента годных сенсоров!..
Web-камера, как бы она ни была совершенна, реализует лишь половину заложенных в нее возможностей. Для питания светочувствительного сенсора и фотозатвора, а также для сохранения оцифрованных изображений камера соединена с персональным компьютером через последовательный интерфейс. Когда-то это был медленный COM-порт, сегодня – шина USB. А что если в web-камеру добавить электронную память и встроенный блок батарейного питания? Получится цифровой фотоаппарат… И не только фотоаппарат, но и видеокамера.
Так производители и поступили – взяли обычную бюджетную web-камеру и на ее основе сделали простенький фотоаппарат. Точнее – многофункциональное устройство, поскольку функций web-камеры у подобного фотоаппарата никто не отнимал.
Фотокамеры начального уровня на основе сенсоров CMOS выпускает множество азиатских электронных компаний. Обычно это небольшие фирмы, которые звезд с неба не хватают, зато смело осваивают новые рынки. В результате появляются совершенно неведомые ранее отрасли – вроде индустрии тех же простеньких фотоаппаратов. Сегодня камеры начального уровня выпускаются даже не стотысячными - миллионными тиражами. И это можно понять, фотоаппарат за 50 долларов доступен людям с любым уровнем дохода, приобщая их к современным технологиям.
Не удержусь и назову пару активных игроков на рынке дешевых цифровых фотоаппаратов. Это немецкая компания Agfa и тайваньская Aiptek. Почему именно они? Исключительно по личным мотивам – дешевенький фотоаппарат Agfa стал первой цифровой камерой, которую я попробовал в действии. А малышкой Aiptek я пользуюсь в течение последнего года и, следует признаться, очень этой ерундовинкой доволен… Хотя камеры от Jenoptik или Rekam ничуть не хуже. Да и все прочие, думаю, тоже…
Как устроен цифровой фотоаппарат начального уровня? Как ни странно – очень схоже. Порой даже возникает подозрение, что электронную начинку камер выпускает одна или две компании, а все остальные занимаются лишь изготовлением конструктивов и окончательной сборкой фотоаппаратов.
Это предположение имеет некоторые основания. Судите сами, характеристики сенсоров подавляющего большинства моделей бюджетных камер совпадают – разрешение 350 тыс. пикселов (то есть VGA – 640х480), светочувствительность на уровне 50 единиц ISA (иногда интерполированное до 100 единиц), высокий уровень цветовых шумов (тоже практически одинаковый на разных моделях). Все камеры снабжены ластиковыми объективами, имеющими простейшую однолинзовую (линза может быть склеенной из двух-трех компонент) конструкцию. Механизма диафрагмирования и фотозатвора нет. Светосила объектива и так невысока (порядка 4,5-5,6 единиц, хотя этот параметр указывается изготовителем крайне редко), чтобы ее уменьшать диафрагмой. А вместо затвора в камерах подобного типа используется механизм считывания состояния сенсора. В момент срабатывания спуска электронная схема камеры фиксирует уровень яркости засветки светочувствительных элементов, из которых состоит сенсор. Простенько, зато дешево. Таким образом, сенсор всегда подвергается воздействию светового потока (что явно не способствует его долговечности), а при подключении к компьютеру фотоаппарат тут же заработает как web-камера.
И все же некие зачатки экспозиционной автоматики в бюджетных фотоаппаратах есть. К ним можно отнести компенсационную схему камеры (уровень яркости изображения меняется электронным способом) и встроенную вспышку, которая есть далеко не во всех камерах (встроенная вспышка увеличивает стоимость фотоаппарата как минимум на 5-10 долларов). Невесть что, но – работает…
Подозрение на близкородственное происхождение дешевых фотоаппаратов подтверждается и реализация системы управления. В этих камерах нет главной "вкусности" цифровых фотоаппаратов – цветного ЖК-экрана. Есть лишь символьная панель, отображающая текущий режим камеры. То есть набор из двух цифр или букв, построенных из сегментов. При включении камеры панель отображает количество оставшихся кадров, при нажатии на кнопку управления – действующий режим (разрешение, функция диктофона, очистка памяти и так далее).
А кнопок управления всего две (если в фотоаппарате нет вспышки) – кнопка включения камеры она же переключения режимов, и кнопка затвора… В качестве видоискателя используется оптическая призма – как в любых пленочных "мыльницах". А механизм наводки на резкость попросту отсутствует, объектив установлен на гиперфокальное расстояние, при котором все объекты, расположенные дальше 40 см (значение зависит от оптики) выйдут на снимке резкими.
Остается добавить, что в бюджетных фотоаппаратах установлена обычная (не флэш) электронная SDRAM память, объема которой (8-16 мегабайт) достаточно для сохранения 26 снимков разрешения 640x480 точек или 106 снимков разрешения 320x240 точек. Слот для карт памяти отсутствует, поэтому сразу после съемки придется поспешить к компьютеру, дабы сохранить отснятые кадры. Если этого не сделать, два свежих элемента формата ААА, от которых питается фотоаппарат, сохранят снимки в течение пары дней. Потом пеняйте на себя.
Скажу сразу - снимать можно. Несмотря на примитивность устройства, это полноценный цифровой фотоаппарат, правда, с очень невысокими характеристиками. Для осваивающего основы фотографии подростка подойдет как нельзя лучше. И всем остальным – если вы не ждете от будущих снимков художественных высот (и фотоотпечатков на бумаге, камеры начального уровня рассчитаны только на получение снимков для экранного отображения).
В качестве примера расскажу о своей фотоигрушке – о камере Aiptek VoiceCam VGA. Эта модель хорошо продается в России, стоит недорого (около 55 долларов) и деньги свои оправдывает полностью. Во всяком случае, такой фотоаппаратик не жалко поцарапать, сломать или потерять (не говоря уж о "подарить"). Поэтому он "живет" в моем кармане вот уже год, сопровождая меня повсюду.
Как и у большинства цифровых камер начального уровня, конструктив VoiceCam имеет необычный вид. Внешне это миниатюрная (очень!) пластиковая коробочка, вытянутая в длину. Размерами этот фотоаппарат совпадает с цифровыми диктофонами, да и выглядит очень похоже.
Функциональные возможности фотоаппарата довольно разнообразны. Во-первых, это web-камера с разрешением VGA. Во-вторых, собственно фотоаппарат с двумя рабочими разрешениями (максимальное – VGA). В-третьих, при установке разрешения 320x240 точек VoiceCam может служить в качестве цифровой видеокамеры, позволяя отснять последовательность из 106 кадров с частотой 9 кадров в секунду (на экране монитора выглядит очень даже ничего). В-четвертых, это еще и диктофон (не помню точно, кажется на 13 минут звучания, если в памяти камеры нет снимков) – в фотоаппарате есть и микрофон, и динамик. Правда, звуковое сопровождение видеопоследовательности камера записать не позволяет, но вперемешку снимки и звуковые заметки запоминает запросто. К сожалению, переписать звуковые заметки на персональный компьютер нельзя… Но что вы хотите за 55 долларов?
Справедливости ради замечу – за год интенсивной эксплуатации (сотни снимков) мне ни разу не удалось получить фотографию удовлетворительного качества. Все снимки приходится обрабатывать в Photoshop, выравнивая перепады яркости и убирая цветовой шум. Что касается диктофона, то запись голоса возможна только при максимальном приближении микрофона – камера страдает изрядной глухотой. Качество тоже не ахти… Но в качестве дешевого цифрового "поминальника" – сгодится.
Вся прелесть этой милой штучки – в удивительной многофункциональности, простоте, дешевизне и в удобстве использования. Пусть фотографии получаются неважнецкие, но все, что я хотел отснять и сохранить на память, я отснял и сохранил. После обработки в графическом редакторе большинство снимков принимает божеский вид.
И главное – эти крошечные цифровые цацки очень приятно держать в руках. Они практически невесомы и совершенно непохожи на "взрослые" фотоаппараты. Там, где я не смог бы спокойно фотографировать обычной камерой (в метро, в магазине, в каких-либо экстраординарных ситуациях – когда все раздражены и к съемкам явно не расположены), маленьким Aiptek`ом я снимал без каких бы то ни было проблем. Окружающие попросту не признавали в VoiceCam цифровую камеру. Возможно, она напоминала им плеер MP3…
Пора бы присмотреться к более дорогим "родственникам" бюджетных фотоаппаратов – к встроенным камерам карманных компьютеров и сотовых телефонов. И попутно освоить элементарные навыки обращения с этими игрушками. Все же съемка встроенными фотоаппаратами имеет целый ряд характерных особенностей. Метод "увидел – навел – снял" здесь не всегда проходит.
Вроде бы и невелика наука. Но без нее – одно расстройство.
[an error occurred while processing this directive]
Copyright © 1997-2006. "Компьютер на ладони". Поддержка проекта осуществляется компанией МакЦентр. |
Пишите: hpcru@hpc.ru |