|
Главная |
Новости |
Конференции |
Программы |
Статьи, обзоры |
Вопросы-ответы ЭльбРУС 9210: Возможности | Демо | Регистрация | Обновления | Поддержка Цены | Где купить | Для дилеров | |
Каждый турист или грибник, яхтсмен или дачник, альпинист или курьер, коммивояжер или геодезист, рыбак или "дальнобойщик" может определить свое местонахождение с точностью до десятка метров. Обычно не возникает вопроса, зачем это может быть нужно яхтсмену, но вот необходимость такого точного позиционирования для рыбака или грибника вызывает недоумение. Но эти вопросы возникают только у тех, кто сам GPS не пользовался. А ведь достаточно определить и запомнить координаты станции электрички, и на обратном пути не придется в сумерках блуждать по лесу, пытаясь определить нужное направление по Полярной звезде, мху на стволах окружающих деревьев и доносящимся звукам. Так же легко можно вернуться на приглянувшиеся грибные места или к бухточкам с хорошим клевом. Полезно знать свои координаты и в городе, так как заблудиться в этих каменных джунглях проще, чем в лесу средней полосы, а найти оптимальную дорогу к нужному дому или офису в хитросплетении улиц бывает сложно. А современные GPS-навигаторы и местоположение определят, и оптимальный путь предложат.
Да что там ноутбук! GPS-приемники делают даже на базе SD-карт, и подключаться они могут к palm-системам, которые получают при этом функциональность GPS-терминалов. Есть "карточные" GPS-приемники и для компьютеров платформы Pocket PC, обычно смонтированные на картах типоразмера CompactFlash.
Сегодня наиболее распространены GPS-навигаторы, выполненные в виде отдельных устройств. По сути, это специализированный компьютер с процессором, экраном, графической подсистемой и жестко "прошитым" микропрограммным обеспечением. Но автономные GPS-навигаторы лишены операционной системы, поэтому новые приложения в них загрузить невозможно. А вот новые данные — карты местности — пожалуйста.
Космическая часть системы состоит из двадцати четырех искусственных спутников. Спутники вращаются по трем орбитам, плоскости которых повернуты друг к другу под углом 600. Эта спутниковая группировка называется Navistar, предназначена для генерации опорных радиосигналов, воспринимемых GPS-приемниками. Сами приемники — наземная часть системы.
GPS-приемник получает от спутника сигналы, но ничего не передает в космос. Он прост и компактен, умещается в рюкзаке любого солдата, не говоря уже о рубках кораблей или кабинах самолетов. Определить местоположение GPS-приемника средствами радиоэлектронной разведки невозможно: прибор ничего не излучает.
Разумеется, подобная система была создана и для вооруженных сил Советского Союза. ГЛОНАСС — а именно так именуется наш аналог GPS — обладала большей точностью при позиционировании объекта, но была дороже, так как требовала слишком сложных приемников.
Принцип работы систем позиционирования прост. Зная время, которое потребовалось радиосигналу для преодоления пути от спутника до приемника, можно вычислить расстояние до спутника, местоположение которого известно с высокой точностью. На основании анализа таких данных от нескольких спутников приемник определяет свое местоположение. Для определения координат приемнику нужно "поймать" сигнал минимум от трех спутников, но точность при этом будет невелика. При получении сигналов от четырех спутников навигатор может не только точно определить местоположение, но и высоту нахождения над уровнем моря. И GPS, и ГЛОНАСС использовали массу интереснейших технических решений, доступных пониманию любого школьника, знакомого с основами тригонометрии. К сожалению, мы вынуждены ограничиться общими принципами построения систем глобального позиционирования.
Ни одна страна, кроме СССР и США, не создала подобных систем, ибо для этого необходим доступ к ракетно-космическим технологиям. Сейчас Европейский союз рассматривает возможность создания своей системы глобального позиционирования (рабочее название "Галилей"). Ее создание сделает Европу независимой от Соединенных Штатов, которые владеют системой Navistar и поэтому могут сделать невозможной работу GPS-систем на любой территории (вспомните Афганистан). Однако вероятность создания "Галилея" очень мала.
Доступ гражданских лиц к военным технологиям всегда вызывает яростное противодействие "ястребов". В каждом определяющем свои координаты они готовы видеть потенциального шпиона. Как будто у владеющего бомбардировщиками потенциального противника нет военно-космических сил и спутниковой разведки, способной различить мельчайшие детали на территории любого района мира с точным определением соответствующих координат. Конечно, до идиотизма с объявлением секретными изданных за рубежом карт собственной страны, американские военные (в отличие от советских) не дошли, но в сигналы "подмешивалась" искусственная помеха, понижающая точность определения координат гражданскими GPS-приемниками.
В мае 2000 г., по решению президента Клинтона, подмешивание помех в сигналы со спутников прекратилось, и точность работы GPS-терминалов повысилась до десяти метров. Теперь GPS-приемники можно применять для ориентации в городе, так как доступная им точность достаточна, например, для указания местоположения автомобиля на улице города.
Популярная пословица "Что русскому хорошо, то немцу смерть", видимо, справедлива и в "обратном направлении". Решение президента Клинтона, сделавшее во всем мире GPS-навигаторы популярными у сотен тысяч человек, затруднило использование GPS в России.
Купить GPS в России непросто. Полезный прибор рассматривается чуть ли не как источник угрозы для безопасности государства. Начнем с того, что на территории России работать можно только с сертифицированными GPS-терминалами. Это неудивительно, несертифицированные изделия вообще не могут продаваться или использоваться на территории страны. Но вот продавать GPS-устройства имеют право только сертифицированные фирмы и — внимание! — для приобретения и использования GPS-навигатора нужно иметь специальное разрешение, которое выдает Управление Госсвязьнадзора по месту прописки желающего приобщиться к космическим технологиям. Для получения разрешения надо собрать ворох справок, получение которых займет не менее двух-трех недель. Оформление разрешения обычно берет на себя компания, торгующая GPS. Эта услуга стоит некоторых денег — оплаченных отдельно или включенных в стоимость GPS-навигатора, но лучше заплатить, чем посещать различные "лицензиевыдающие" заведения самостоятельно.
Можно долго изумляться, ведь GPS-терминал ничего не излучает и никакие частоты не занимает. Но основная интрига с GPS на российских просторах не в этом.
Порядок получения разрешения на GPS определяется "Инструкцией", разработанной на основании поручения Правительства РФ №БВ-П4-26716 от 24.09.98 и утвержденной приказом Главгоссвязьнадзора №18 от 26.03.99. Согласно этой инструкции, гражданам России можно работать с GPS-приемниками с точностью определения местоположения не менее 200 метров (то есть плюс-минус сто метров). Но прошло чуть более года с момента принятия этого постановления, как после отмены "подмешивания" помех точность всех гражданских GPS-терминалов возросла на порядок. А столь точные устройства россиянам иметь не положено. Следовательно, использование любых GPS-устройств гражданскими лицами на территории России незаконно.
Что из этого следует? А ничего. GPS в России используют на свой страх и риск. Теоретически за применение столь точного прибора можно получить обвинение в шпионаже. Практически же на момент написания статьи автору неизвестно ни об одном подобном эпизоде.
Как только точность позиционирования стала достаточной для определения местоположения на городских улицах или транспортных "развязках", GPS-навигаторы стали популярны у автомобилистов. Это же интеллектуальный "Атлас автодорог", удобство которого поймет каждый, кто хоть раз в жизни в большом городе или в безлюдной глубинке искал проезд к нужному месту. Для позиционирования подойдет любой GPS-навигатор, но уже стали появляться специализированные. Специализация этих устройств в том, что обычно в них "прошита" географическая информационная система (ГИС), на которой отмечены придорожные рестораны и кемпинги, полицейские участки и сервисные центры, отели и многие другие объекты, актуальные для путешественника на автомобиле.
Вариантов автомобильных GPS-устройств множество. Одни просто имеют корпус с крепежем, оптимизированным для установки в автомобиле, другие интегрированы с автомобильными магнитолами. Иногда навигаторы встраивают в автомобиль в ходе VIP-тюнинга, а некоторые модели выходят с завода с предустановленными GPS-системами. Сами системы отличаются размером экрана, управлением, возможностью подгружать карты новых регионов и некоторыми другими параметрами.
Правда, такие решения вряд ли скоро будут столь же актуальны для российских автомобилистов, как и для европейских, американских или, скажем, японских. Причин тому несколько, и неопределенность с легальностью использования GPS-оборудования гражданскими лицами — только одна из них. Карты дорог Европы и Америки существуют, а карту какого-нибудь района Смоленской или Липецкой области никто не создал и вряд ли создаст в ближайшее время.
И дело тут не только в том, что "в России нет дорог, здесь одни направления", просто для такой карты найдется слишком мало потенциальных покупателей, чтобы кто- либо заинтересовался выпуском оной. Так что российскому автомобилисту в глубинке, скорее всего, придется довольствоваться только координатами и обычным атласом. Для крупных российских городов такие карты уже созданы, продаются и успешно применяются.
Конструктивным исполнением, размером и разрешением экрана, возможностями загрузки новых карт, наличием/отсутствием интерфейса с компьютером различаются и автономные GPS-навигаторы. Но основные различия навигаторов все же в возможностях, определяемых программным обеспечением.
Автономные навигаторы не рассчитаны на изменение набора встроенных управляющих микропрограмм, поэтому если устройство "не умеет" выполнять некоторые функции, то "научить" его этому невозможно. GPS-навигаторы позволяют владельцу отмечать на карте разные точки как текущие, так и нужные точки маршрута — и прокладывать путь между ними. GPS может выдавать массу дополнительной информации — направление на следующую точку маршрута и отклонение от этого направления, среднюю скорость движения и расчетное время прибытия в точку, точное время и, конечно же, географические координаты. Самым экстремальным GPS-решением следует признать часы Casio со встроенным GPS-приемником. Разумеется, карты в это устройство не подгружаются, так как размеры экрана не позволяют отображать их в приемлемом виде. Однако часы-навигатор подключаются к компьютеру, с которого можно задавать новые точки и считывать параметры пройденного маршрута.
Постепенно указание точного местоположения фотографируемого объекта на цифровом снимке становится столь же привычным делом, как и впечатывание даты. Это возможно, даже если GPS-приемник и цифровой фотоаппарат не могут "договориться" напрямую. Достаточно передать в компьютер цифровые кадры с фотоаппарата и данные о маршруте, хранящиеся в памяти GPS-навигатора, и программа поставит каждому кадру координаты места съемки. Для этого всего лишь нужно правильно установить часы в устройствах.
GPS встраивают в сотовые телефоны. Первым на российском рынке аппаратом с такими возможностями стал Benefon ESC. Нечто подобное выпускал Sagem, но телефоны этой марки почти не представлены на российском рынке и GPS/GSM-аппарат этой французской компании до нас так и не добрался.
Все большую популярность получают GPS-решения на базе карманных компьютеров, но о них мы поговорим в следующий раз.
Статья о применении GPS на примере телефона Benefon ESC
Copyright © 1997-2006. "Компьютер на ладони". Поддержка проекта осуществляется компанией МакЦентр. |
Пишите: hpcru@hpc.ru |